Проект «Путешествие в Тридевятое королевство»

Кратко о проекте

Проект «Путешествие в Тридевятое королевство» - это проект для детей с ОВЗ и инвалидностью, прежде всего, для детей с умственной отсталостью. Мы вовлекаем детей из муниципальной общеобразовательной МОУ «Кипенская школа», где дети с ОВЗ учатся инклюзивно.

Мы приглашаем ребят разновозрастной группы посетить по 3 занятия в месяц.

Проект рассчитан на год: в месяц 1 занятие теоретические (с подключение онлайн МОУ «Кипенская школа»), 2 занятия практических – танцы, на базе ГБОУ ЛО «Школа-интернат «Красные Зори» и с выездом в МОЙ «Кипенская школа».

Мы планируем посетить разные страны, рассматривая особенности традиций с акцентом на танцы народов мира. Идея проекта для обучающихся заключается в том, что Кащей украл Василису Премудрую и ребятам нужно помочь Сыщику отыскать нашу Василису.

Дети будут идти по следам (карте) с посещением таких стран, как Россия, Аргентина, США, Таджикистан, Китай и пр. Но мы не просто посетим и узнаем что-то о них новое и интересное, изучим и освоим основные элементы национальных танцев этих стран.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Расширение знаний обучающихся с умственной отсталостью, в том числе это знания о традициях своей Родины;
  2. Достижение раскрепощения, повышения самооценки, создание ситуации успеха для каждого участника, снижение у детей с интеллектуальной недостаточностью зажимов, тревожности и пр. (психологический эффект танцетерапии).
  3. Будем развивать толерантность к другим народам (Таджикистан, Кавказ и др.)

Охват детей планируется не менее 20, а также привлечение педагогов и родителей обучающихся (помощники, наставники).

Главные герои, как Вы уже поняли – Василиса Премудрая, Кощей Бессмертный, Сыщик. Сюжет посещения королевства – это театрализация, чтобы спасти Василису, нам нужно пройти по следам (странам), а помогут нам в этом танцы народов мира.

Завершающее мероприятие – Фестиваль, где школьники с интеллектуальной недостаточностью смогут представить то, чему они научились на занятиях проекта.

Россия – хоровод, танец Дракона, флэшмоб, в общем, те виды танцев, в которых любой ребенок, педагог и родитель могут быть успешными.


Команда проекта

  • Администратор и координатор проекта – заместитель директора по ВР Пономарева Елена Михайловна;
  • Ведущая занятий по проекту (теоретических и практических) - учитель-дефектолог, педагог дополнительного образования Олейникова Александра Сергеевна;
  • В роли Кащея – учитель АФК Куприк Иван Семенович;
  • Василиса Премудрая – педагог – психолог Максименко Инна Владимировна;
  • Сыщик – учитель АФК Зинукова Оксана Анатольевна.
Видеоролик – приглашение для обучающихся

Путешествуем по тридевятому королевству

Растяни меха, гармошка,
Эх, играй-наяривай!
Спой частушки, бабка Ежка,
Пой, не разговаривай!
(м/ф "Летучий корабль")

24 ноября 2021 г. в актовом зале школы-интерната «Красные Зори» состоялось практическое занятие проекта «Путешествие в тридевятое королевство» для детей с ОВЗ.

Ведущая проекта — педагог дополнительного образования Олейникова А.С.

Дети узнали, различные названия рисунков в хороводе: «воротца», «восьмерка», «колонка, «сторона на сторону», «плясовая» и непосредственно «круг».

Во время хоровода мы все вместе пели песни, играли в народные игры. С детьми были разучены такие старинные хороводные игры, как «Встреча», «Капуста», "Зайка"и др. Ребята и педагоги помогали и поддерживали друг друга. Хоровод сделал свое дело.

Мы почувствовали себя единой семьей, соединившись в ритме русского танца и неудержимого веселья.

1 декабря прошла встреча для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с интеллектуальной недостаточностью, в рамках проекта «Путешествие в тридевятое королевство».

Вместе в ведущей проекта Олейниковой А.С., на практическом занятии мы отрабатывали каждое движение, исполняя его сначала медленно, без музыки, считая вслух, а затем с музыкальным сопровождением, постепенно ускоряя темп. После усвоения танцевальных движений работали над следующими нюансами: повороты и наклоны головы, корпуса, движения рук, направление взгляда.

Настроение у детей было приподнятое, помогами ребятам любимые воспитатели. Переутомления у детей не было, потому что временные промежутки этапов занятия выдержаны.


Продолжаем путешествовать (Кавказ)

14 декабря продолжились занятия по проекту «Путешествие в тридевятое королевство».

Наше увлекательное путешествие началось с приветствия «Эхо», участники повторяли слова и движения за педагогом. После чего, участники вместе с педагогом дополнительного образования Олейниковой А.С. отправились в гости к соседям, которые проживают на юге нашей страны, на территории Кавказских гор.

Это осетины, ингуши, дагестанцы, черкесы, кабардинцы, карачаевцы, их всего начисляется более 50-ти национальностей. Эти люди говорят на своем языке, готовят свои национальные блюда, отмечают свои праздники, поют свои песни и танцуют свои танцы.

Ребята познакомились с красивейшими танцами: «Лезгинка», «Танец с кинжалами» и старинным массовым танцем «Симд». Ребята узнали, что такое «бурка», «чухта», айран.

С учениками мы поиграли в игры на сплочение: «Общий ритм», «Солнышко», «Чувствуем друг друга». Наше занятие прошло очень плодотворно и позитивно, ребята с нетерпением ждут следующего занятия по изучению танца «Лезгинка».

22 декабря 2021 г. в актовом зале нашей школы состоялось практическое занятие по проекту «Путешествие в тридевятое королевство».

На занятии педагог дополнительного образования Олейникова А.С. с помощником из 5 класса Саидом-Магомедом дали ребятам из 1-9 классов с интеллектуальными нарушениями мастер-класс по танцу «Лезгинка».

Лезгинку в традиционном ее понимании танцуют двое — мужчина и женщина. Первый предстает в образе орла, а вторая символизирует лебедя.

Северный Кавказ — самый многонациональный регион России. Здесь проживает более 100 национальностей. С детства в семьях мальчики сориентированы на значимость социальной роли мужчины, отца, брата, их с малых лет приучают заботиться о сестрах, даже старших, о младших братьях. В семьях культивируется любовь к младшим, помощь им во всем, что превратилось в национальную особенность.

На занятии мы познакомились с танцевальными ходами: «Давла» (мужской танцевальный ход, чередующийся с руками), «Гасма» (мужской танцевальный ход, чередующийся с ногами), «Чаквра» (танцевальный ход, с левой ноги, нужно перескочить на правую, поставив левую вперёд на пятку).

На занятии Магомед, подходил к каждому ученику и помогал с движениями. Было очень интересно и познавательно. Ребята, с удовольствием разучивали элементы танцевальных ходов.


Путешествуем по Таджикистану

19 января 2022 года состоялось занятие по проекту для обучающихся с интеллектуальными нарушениями «Путешествие в тридевятое королевство».

Ведущая проекта - педагог дополнительного образования Олейникова А.С. с учениками 1 - 5 классов отправились в путешествие на сверхскоростном самолёте в Республику Таджикистан.

На занятии дети познакомились с национальной одеждой народа Таджикистана. Мы поиграли в национальную игру таджиков «Кто лев?» Ученики познакомились с различными видами танцев, таких как: мужские и женские, народные и сценические, бытовые и обрядные.

Встреча прошла очень активно, познавательно и весело. Дети с удовольствием принимали участие, вели активную беседу.

А знаете ли Вы, что?

Таджики являются одной из самых древних народов в мире.

У равнинных Таджиков издавна были развиты различные ремёсла - изготовление хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных и суконных тканей (ткали мужчины), ювелирное искусство, гончарное и др.; многие из ремёсел имели древние традиции (резьба по дереву и ганчу, декоративная вышивка и др.). У горных Таджиков товарное значение получили изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины).

Традиционные селения компактные, тесно застроенные, с лабиринтом кривых улиц и тупиков, с выходящими в них глухими стенами домов и заборов - дувалов. Дома в основном глинобитные (в горных районах и каменные постройки), с плоской крышей, иногда с террасой (айвон).

Характерна особая комната для гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, хлопчатобумажными и шерстяными паласами, коврами, на которых по периметру помещения раскладывают длинные узкие стёганые одеяла для сидения (курпача), в центре - скатерть (дастархан). Стены украшают вышивкой (сюзани), коврами.

У равнинных Таджиков стенные ниши по традиции часто выполняют функции шкафов. В современной одежде Таджиков сочетаются традиционные элементы - верхний халат, тюбетейка с городской одеждой. Таджички сохраняют больше традиционных элементов одежды. Девушки и молодые женщины в основном носят платье на кокетке, которое широко распространено в Средней Азии (кроме Туркмении). Шаровары шьются уже, у молодых женщин значительно выше щиколотки.

Традиционные украшения сочетаются с современными: ожерелья, подвески, серьги, кольца.

Множество интереснейших фактов о Таджикистане можно узнать по ссылке (кухня, праздники, традиции и обряды)


Практическое танцевальное занятие, в рамках реализации проекта «Путешествие в тридевятое королевство»

26 января 2022 г. в актовом зале школы-интерната «Красные Зори» состоялось практическое танцевальное занятие, в рамках реализации проекта «Путешествие в тридевятое королевство» с классами с интеллектуальными нарушениями.

Ведущая проекта — педагог дополнительного образования Олейникова Александра Сергеевна.

На занятиях нет ограничений, участвуют все желающие и не важно передвигаешься ты сам или на коляске. На проекте дружеская атмосфера, школьники помогают друг другу.

На занятии мы с детьми работали над верхней частью тела, ведь в таджикском танце основное внимание обращено на движение рук, головы и плечевого пояса.

Также школьники познакомились с танцем «пантомима», он является наиболее древними танцем таджикистана и основывается на подражании животным и птицам («Шербози» — «Левь», «Укоббози» — «Орёл» и. т. д).

Когда включилась музыка, ребят было уже не остановить, они танцевали и наслаждались прекрасными Таджикскими ритмами.


Продолжаем путешествие - Северная Америка

3 марта 2022 г. в библиотечно-информационном центре школы состоялось очередное теоретическое занятие по проекту «Путешествие в тридевятое королевство» в 1 - 5 классах.

Сегодня к себе в гости нас пригласили индейцы из деревни «Белое перо», которая находится в Северной Америке. Вместе с педагогом дополнительного образования Олейниковой А.С. участники проекта отправились в путь на индейской лодке — каноэ, чтобы пересечь Атлантический океан.

Для начала, мы научились здороваться по-индейски: «О метако ясень», что означает «все вокруг братья». Для индейцев Природа — это священная живая книга, через которую Великий дух общается с ними. Летящая птица, пробегающий зверь, шум листвы, все это живые знаки — символы, которые индеец читает, как мы с вами буквы.

Где бы не были индейцы, они всегда танцуют. Ребята с восторгом смотрели на их танцы, которые педагог продемонстрировала на интерактивной доске.

Основными характеристиками индейских танцев являются немного наклоненное вперед туловище, постановка ног на всю стопу и расслабление мышц, а также сдержанность в жестах во время танцев. Участникам проекта очень понравилось занятие.


Америка: танец белого шамана

16 марта и 6 апреля 2022 г. ученики классов с интеллектуальными нарушениями вновь встретились на занятиях по проекту «Путешествие в тридевятое королевство».

Каждый из ребят придумал себе настоящее индейское имя, написал его на карточке и прикрепил на одежду. Имена у индейцев красивые, со смыслом, у нас были такие: Зоркий Глаз, Быстрая Лисица, Грозовое Облако и т д. Чтобы стать похожим на индейцев, мы сделали раскрас лица, и надели индейские костюмы, обязательным атрибутом были головные уборы из перьев.

Под звук шаманского бубна, полузакрыв глаза, мы сконцентрировались и начали производить простые движения. Ученики прыгали по сцене поочередно на левой и правой ноге, при этом тело оставалось на место, их руки взлетали вверх и падали вниз, также совершались вихревые движения. В основном движения имеют импровизационный характер.

В роли шамана выступил ученик из 4 класса Максим, он стоял по середине, в его левой руке был бубен, Максим сильным взмахом переносил бубен к правой ноге, и делал удар — получался дробь марша. Голова шамана постоянно наклонялась, ноги почти неподвижны, двигалась только верхняя часть туловища.

Мы погрузились в мир индейцев Америки, ребятам было весело, интересно. В актовом зале школы царила особая атмосфера. Ученикам очень понравилась музыка и то, что можно было танцевать так, как чувствуешь.

Ребята познакомились с новым словом «Шаман», каждый хотел попробовать себя в роли шамана и постучать в бубен. После индейских танцев, многие ребята раскрепостились и стали чувствовать себя увереннее.


Продолжаем путешествовать: королевство «Ирландия»

13 апреля 2022 г. в библиотечно-информационном центре школы состоялось очередное занятие по проекту «Путешествие в тридевятое королевство» для обучающихся классов с интеллектуальными нарушениями.

В дистанционном формате к нам подключились наши партнеры по проекту - МОУ «Кипенская средняя общеобразовательная школа.

С руководителем проекта, педагогом дополнительного образования Олейниковой А.С., школьники познакомились с королевством «Ирландия» и поприветствовали друг друга по-ирландски (большой палец вверх).

Ученики узнали, что трилистник один из главных символов Ирландии. Это символ свободы и независимости народа! Другим символом Ирландии является арфа, она напоминает о важности музыки в ирландской культуре и древности ее традиций.

А еще ребят очень удивило то, что Ирландия весь год покрыта зеленью, благодаря мягкому и влажному климату и называют ее «Изумрудным островом».

Нашими гостями на занятии стали ученики 6 «Б» класса.

Под ирландскую музыку с танцевальными элементами они продемонстрировали народные костюмы. Исполнительницы ирландских народных танцев носят платья однотонные зеленого цвета с подчеркнутой линией талии и расширяющееся к низу.

Для мужских одеяний характерны два комплекта нарядов. Первый вариант представлял собой костюм, состоящий из рубашки, брюк и шляпы. А второй вариант традиционной одежды для ирландских мужчин был более экстравагантным, так как вместо брюк ирландцы использовали юбки-кильты в полоску или клетку.

Многие ребята впервые слышали об Ирландии. Узнав о традициях, обычаях народа участники проекта захотели побывать в этом чудесном королевстве и обязательно научится танцевать ирландские танцы.

Продолжаем путешествовать по Ирландии

20 апреля 2022 г. в малом зале нашей школы состоялось практическое занятие по проекту «Путешествие в тридевятое королевство» для классов с интеллектуальными нарушениями.

В дистанционном формате к нам подключилась МОУ «Кипенская школа» Ломоносовского района Ленинградской области. На занятии приняло активное участие 20 детей и 5 педагогов.

На занятии ребята продолжали знакомство с королевством «Ирландия» и по традиции наше занятие началось с приветствия по-ирландски (большой палец вверх).

Далее, мы провели небольшую разминку и растяжку, чтобы разогреть мышцы и избежать возможных травм.

Наша гостья, ученица 6 класса Любовь Л., показала ребятам танцевальные элементы ирландского танца кейли: «шаг-променад», боковые приставные шаги, «прыжок» (прыжок с согнутой впереди ногой).

Одно из базовых движений в точности повторяет элемент из русского танца «яблочко», согнув ногу в колене, шаг назад, приставляя ногу сзади, как можно ближе к опорной. Верхняя часть тела во время танца практически неподвижна, руки плотно прижаты к корпусу. В течение всего занятия мы старались сохранять идеально ровную осанку.

Живой и динамичный, яркий и образный ирландский танец покорил сердца учеников. Ребята с удовольствием разучивали элементы танца кейли. И, что особенно интересно, что хореография ирландского танца кейли проста и неимоверно сложна одновременно, а картинка танца завораживает.

27 апреля 2022 г., в рамках социального проекта «Путешествие в тридевятое королевство», педагог дополнительного образования Олейникова Александра Сергеевна с участниками проекта нашей школы побывали в гостях в МОУ «Кипенская школа», Ломоносовского района Ленинградской области.

Ребята познакомились друг с другом, поиграли в музыкально-танцевальные игры.

Далее, на практическом занятии мы активно отрабатывали движения ирландского танца: «шаг-променад», боковые приставные шаги, «прыжок», захлест.

Ученики, помогали друг другу, подсказывали движения. Очень дружно и весело у нас прошло танцевальное занятие.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Щепелькова Анна Сергеевна провела для наших школьников с интеллектуальными нарушениями экскурсию. Мы посетили сенсорную комнату, библиотеку и школьный музей. Что удивило нас, так это яркие, красочные стены и на каждом этаже своя тематика!

Детям очень понравилось гостить в Кипенской школе. Участники проекта «Путешествие в тридевятое королевство» нашли новых друзей.


Путешествие в Испанию

В сентябре, октябре мы с учениками школы –интерната «Красные Зори» и МОУ «Кипенская школа», отправлялись в путешествие на чудесной птице, у которой два волшебных крыла.

Одно крыло - музыка, а другое - танец. Под руководством педагога дополнительного образования Олейниковой А.С. участники проекта «Путешествие в тридевятое королевство» делали веселую разминку, используя элементы ранее изученных движений.

Ученики познакомились с музыкально-танцевальной культурой удивительной страны, которая называется Испания, и с ее национальным танцем – фламенко.

На теоретических занятиях ученики открыли для себя историю возникновения танца фламенко, с латинского языка переводится - «огонь». Такое название танец имеет потому, что он как будто огненный, движения танцоров завораживают, танец имеет «огненный» характер. А юбки танцовщиц напоминают хвост птицы.

Познакомившись с особенностями этого танца, мы перешли к практической части, и разучивали движения под счет. Начали знакомство с движений рук: плавные повороты, вращения кистей рук к корпусу и от него, в положении чуть ниже пояса, на уровне диафрагмы и над головой. Движение напоминает взмахи крыльев.

После знакомства с основными движениями рук, изучили движения ног: носок выдвигается чуть вперед от корпуса присаживаясь на выдвинутую ногу, выставление ноги на каблук с движением demi-pli, переход с ноги на ногу. После знакомства с основными движениями мы перешли к изучению целевой композиции.

Ученикам было интересно знакомится с новой культурой, познавать ее традиции, танцы.


Путешествие в Аргентину

После увлекательного путешествия на птице, мы отправились дальше по следам сыщика в поисках Василисы Премудрой.

И следующая страна - Аргентина, где танго является страстным и энергичным танцем. В Аргентине царствует танго и все, кто хочет приобщиться к этому танцу, становятся подданными этого великолепного королевства, и мы не были исключением!

На теоретических занятиях мы познакомились с особенностями костюмов, музыкальными композициями и посмотрели, как танцуют Аргентинское танго. На практических занятиях изучили основные шаги, повороты и учились импровизировать.


Путешествие в Китай

После головокружительного Аргентинского танго мы совершили путешествие в удивительную, загадочную страну Китай.

На теоретических занятиях школьники познакомились с жанрами китайских танцев, с китайскими народными инструментами, с традициями Китая.

Одна из традиций Китая – это приветствие друг друга, располагая одну руку в другой, дети поздоровались на китайском языке, со словами: «Нихао».

Большой восторг вызвал у детей просмотр китайского танца «Тысяче-рукая Гуаньинь». А в конце теоретического занятия участники попрощались на китайском языке.

На практических занятиях мы изучили китайский танец «Дракон», где и нашли Василису Премудрую, которая вместе с нами участвовала в постановке танцевальной композиции. Освободившись тем самым от злых чар Кощея Бессмертного.


Завершение путешествия в Тридевятое королевство

29 ноября состоялось торжественное возвращение Василисы Премудрой в Тридевятое королевство.

На заключительное событие к нам приехали партнёры проекта - ученики и педагоги коррекционного класса Кипенской школы.

Проект длился целый год, при поддержке Уполномоченного по правам ребенка Тамары Александровны Литвиновой и благодаря гранатовым средствам, обрел краски в прекрасных костюмах. Школьники путешествовали по странам (похитил нашу Василису Кащей бессмертный и нигде не могли мы ее отыскать).

Вместе с сыщиком мы нашли карту, которая открывала разные страны - Россию, Америку, Китай и др. Александра Сергеевна Олейникова, педагог дополнительного образования, помогла нам в путешествии изучить народные танцы, традиции и обычаи стран.

В ноябре этого года мы посетили последнюю страну - Китай, где и нашли Василису Премудрую. Старшеклассники - Краснозорьцы подарили всем участникам танец.

По итогам участия в проекте самые активные ученики получили грамоты, а руководители и педагоги - благодарности.

Педагоги и ученики остались довольны результатами и немного расстроены, что проект подошел к концу.

Есть идеи о новом путешествии, хотя это совсем другая история...